Апамея – город
развалин, исчезающий под
натиском времени.
Сохранились небольшие
участки старой римской
дороги, соединявшей когда-то
прекрасную Апамею с
Антиохией. Первое название
города – Фарнаке. Селевк,
смелый и талантливый
сподвижник великого
полководца Александра
Македонского женился на
красавице Апамее, дочери
персидского полководца
Спитама. После смерти
Александра распалась
огромная империя, часть
которой перешла в руки
Селевка. Город был назван в
честь жены правителя Сирии
Селевка I Апамы (персидской
принцессы, начало III в. до н.э.).,
- второй после Антиохии
город, крупнейший центр
империи Селевкидов. Апамея
стала крупнейшим
стратегическим пунктом
империи. Известный историк
Страбон упоминает о конном
заводе Апамеи,
насчитывавшем 30 тысяч
кобыл и 300 жеребцов, а также
о 500 слонах, находившихся
здесь же. В народе Апамею
ещё называли: «город 500
слонов» В 64 году, в период
римского нашествия, Помпей
разрушил город, но в
византийскую эпоху Апамея
снова пережила расцвет. В
это время город был
расширен, на главной улице
возникла стройная
колоннада.В настоящий
момент территория города
практически вся скрыта под
землей - она таит немало
тайн и сулит невероятные
открытия археологам.
Производит сильное
впечатление уже очищенная
от земли улица длиной в 1800
м. и шириной в 37 метров, 20 из
которых занимала мостовая,
на которой до сих пор
хорошо видны следы
колесниц. Если уж одна из 16-ти
параллельных улиц (пусть и
центральная) была так
огромна, то каким был весь
древний город??Летописи
свидетельствуют, что в
Апамее проживало не менее
400 тыс. жителей (при том, что
в те далекие времена людей
на земле было гораздо
меньше, чем сейчас). Во
времена Селевка I в городе
размещалась армия. В
городе находился
известный навесь античный
мир оракул, на месте
которого римляне в
последствии воздвигли
Храм Судьбы, руины
которого уцелели до наших
дней. В свое время город
имел очень большое
культурное значение.
Археологами был найден
мозаичный портрет Сократа,
что уже само по себе
говорит о многом. Это был
город ученых, поэтов и
философов. Тут бывали
Антоний и Клеопатра,
Каракалла, Септимий Севр,
царица Пальмиры Зенобия и
многие другие выдающиеся
исторические персоналии..
Сохранившиеся руины в
основном относятся к
римскому периоду
Нория —
древнейшее и
остроумнейшее
ирригационное сооружение,
водоподъемное колесо,
которое приводится в
движение течением. Оно
стоит вертикально, лопасти
по его окружности
выполнены в форме лотков,
которые при вращении
колеса черпают воду, а в
верхней точке выливают ее
в отводящий желоб, откуда
она под уклон бежит на поля,
к домам, баням, фонтанам.
Вот, казалось бы, и все,
однако, когда узнаешь, что
нории изобретены не менее 5
тысяч лет назад, хочется
склонить голову перед
гением неизвестных
инженеров древности.
Родиной норий, где они были
впервые построены и откуда
потом распространились по
другим странам, многие
исследователи считают
сирийский город Хаму на
реке Оронт, древностью
соперничающий с Дамаском.
Хаму так и называют в Сирии:
город норий. Первый же мост
через Оронт, который
пересекаешь в Хаме,
открывает вид на огромное
колесо, напоминающее
«чертово» из парка отдыха
— с той, правда, разницей,
что вместо пестрых кабинок
на нории закреплены черно-коричневые
от возраста и сырости
деревянные лотки, а вместо
цветных огоньков обод ее
окутывают искрящиеся
брызги и струи,
сливающиеся на солнце в
ослепительный ореол. Но
еще до того, как увидишь
норию, слышишь ее песню:
монотонный, протяжный
скрип трущихся деревянных
деталей, который, кажется,
проникает сквозь все —
здания, деревья, —
наполняет воздух. Однако
нория у центральной
площади на шоссе Дамаск
Халеб не самая большая.
Наиболее крупное колесо
стоит неподалеку, в
нескольких сотнях метров
вниз по Оронту. Как и все
другие нории, оно имеет
собственное название:
Мухаммадия. Построена в XIV
в., диаметр — 21 м, высота
опорной стены еще больше.
Оттуда, с самого ее верха,
бесшабашные мальчишки под
испуганное оханье
зрителей совершают
головокружительные прыжки
в почти неподвижную
прохладную глубину
подколесного омута.
Другие нории в Хаме не
столь велики, и не все они
функционируют: ремонт
водоподъемного колеса
сложен и дорог, далеко не
любое дерево годится на
изготовление
снашивающихся частей. Обод,
к примеру, как считает
потомственный хранитель
норий в Хаме Абдель Гани
Абу-Хусейн, следует делать
только из шелковицы или
ореха, а трущиеся детали —
из абрикоса. Однако
муниципалитет принимает
все возможные меры к тому,
чтобы восстановить
неисправные колеса, каждое
из которых, безусловно,
интереснейший памятник
старины. Это уникальная
нория в районе Шейх-Мохиддин,
объединяющая одновременно
и водоподъемник, и
мельницу; нория Ма’амурия
неподалеку от центра
города, колесо которой
весит 200 т, а почти
пятиметровая ось — 5 т;
Хусамия и ад-Дахше,
снабжавшие водой старый
город; ад-Ддура и другие
вдоль русла Оронта,
подающие воду в частные
сады. В самой Хаме сейчас 18
колес, а по всему
губернаторству Хама их
насчитывается 72. Хотя в 1935
г., по воспоминаниям Абу-Хусейна,
норий было не менее 120 штук.
Святой
Симеон родился в
пределах Антиохии
Сирийской в середине IV
века от бедных родителей. В
юности он пас овец своего
отца. Однажды, придя в храм,
он услышал пение заповедей
Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем
зародилась жажда
праведной жизни. Симеон
начал усердно молиться
Богу и просить указать ему,
как достичь подлинной
праведности. Вскоре ему
приснилось, что он копает
землю как бы для
фундамента под здание.
Голос ему сказал: «Копай
глубже». Симеон стал
усерднее копать. Считая
вырытую яму достаточной
глубины, он остановился, но
тот же голос повелел ему
копать еще глубже. То же
повеление повторилось
несколько раз. Тогда
Симеон стал копать без-остановочно,
пока таинственный голос не
остановил его словами:
«Довольно! А теперь если
хочешь строить, строй,
трудясь прилежно, потому
что без труда ни в чем не
достигнешь успеха». Решив
стать монахом, святой
Симеон покинул
родительский дом и принял
иночество в соседней
обители. Здесь он провел
некоторое время в
монашеских подвигах
молитвы, поста и
послушания, а затем для еще
больших подвигов он
уединился в сирийскую
пустыню. Здесь святой
Симеон положил начало
новому виду
подвижничества: «столпни-чества».
Построив столп в несколько
метров высоты, он
поселился на нем и этим
лишил себя возможности
прилечь и отдохнуть. Стоя
днем и ночью, как свеча в
прямом положении, он почти
непрерывно молился и
размышлял о Боге. Кроме
строжайшего воздержания в
пище, он добровольно
переносил много лишений:
дождь, зной и стужу.
Питался он размоченной
пшеницей и водой, которые
приносили ему добрые люди.
Его необычайный подвиг
стал известен во многих
странах, и к нему начало
стекаться множество
посетителей из Аравии,
Персии, Армении, Грузии,
Италии, Испании и Британии.
Видя его необыкновенную
силу духа и внимая его
вдохновенным наставлениям,
многие язычники
убеждались в истинности
христианской веры и
принимали крещение.
Святой Симеон сподобился
дара исцелять душевные и
телесные болезни и
предвидел будущее.
Император Феодосий II
Младший (408-450 гг.) очень
уважал преподобного
Симеона и часто следовал
его советам. Когда
император скончался, его
вдова царица Евдокия была
совращена в монофизитскую
ересь. Монофизиты не
признавали во Христе две
природы — Божескую и
человеческую, а лишь одну
Божескую. Преподобный
Симеон вразумил царицу, и
она опять стала
православной христианкой.
Новый император Маркиан (450-457
гг.) в одежде простолюдина
тайно посещал
преподобного и
советовался с ним. По
совету преподобного
Симеона Маркиан созвал в
Халкидоне IV Вселенский
собор в 451 году, который
осудил монофизитское
лжеучение.
Святой Симеон жил более
ста лет и скончался во
время молитвы в 459 году. Его
мощи почивали в Антиохии.
Православная Церковь в
богослужении, посвященном
святому Симеону, называет
его «небесным человеком,
земным ангелом и
светильником вселенной».
Древний
Халеб (Алеппо),
расположившийся в
живописной холмистой
местности, орошаемой
небольшой рекой Куэйн,
называют второй столицей
Сирии. Город построен из
серого камня, и потому
местные жители называют
его Халеб аш-Шахба —
«пепельно-серый». Издали
город кажется
безжизненным, но стоит
только въехать в него, как
вас тут же захватит бьющая
ключом жизнь, не
замирающая даже в знойное
полуденное время.
История Халеба начинается
в глубокой древности.
Документально
подтверждено, что 4500 лет
назад, когда существовали
Бейрут и Библос, Содом и
Гоморра, Дамаск и даже
легендарный Ирам —
«обладатель колонн»,
упомянутый в 89-й суре
Корана, существовал и
Халеб. Через город
проходил важный торговый
путь в Месопотамию, и
потому его не раз
завоевывали — ассирийцы и
греки, римляне и египтяне,
турки... В 333 году до нашей
эры, разбив персидские
войска, город занял
великий Александр
Македонский. После его
смерти полководец Селевк
обосновался в Халебе и
построил здесь знаменитую
цитадель. Она
располагалась на высоком
естественном холме Телля:
суровая и неприступная
крепость являлась
достойным завершением
исполинского холма, высота
которого увеличивалась
временем и наслоениями
сменявших друг друга
цивилизаций.
Цитадель Халеба не раз
страдала от землетрясений
и завоевателей, но каждый
раз восстанавливалась.
Свой современный вид она
получила в основном на
рубеже XII—XIII веков при
султане аль-Малике аз-Захире,
приказавшем вырыть ров,
окруживший цитадель
правильным овалом, и
покрыть склоны холма
каменной облицовкой. При
нем же была возведена
монументальная входная
башня. Самые крупные
строительные работы в
крепости проводились
мамлюками в начале XVI века,
когда с северной и южной
сторон были возведены
бастионы для защиты рва.
Цитадель Халеба давно уже
утратила свое
первоначальное назначение,
но еще и теперь ее могучие
крепостные стены и башни,
возвышающиеся над крутыми
склонами холма, производят
неизгладимое впечатление.
По сторонам главной
входной башни видны
остатки каменной
облицовки склонов холма,
которая состояла из
прямоугольных плит
размером 1 х 0,4 метра.
Вместе с колоннами,
поставленными во рву у
основания холма, эта
облицовка защищала его
склоны от оползней. Стены
цитадели, вознесенные на
огромную высоту, кажутся
неприступным каменным
венцом Халеба. Их башни,
арки, бойницы и окна еще
более усиливают величие и
неодолимость этого
грозного сооружения.
Вход в цитадель охраняли
две башни, одна из которых,
построенная на внешней
стороне рва, достигала в
высоту 20 метров.
Равномерно размещенные
квадратные окна, машикули,
зубцы и бойницы в
сочетании с полосой
узорной кладки из цветного
камня над входом придают
порталу башни
торжественную нарядность.
Построена она была по
приказу султана Кан-суха
аль-Гаури в 1542 году,
вероятно, на месте ворот XIII
века, от которых
сохранились только
прекрасные железные двери
с надписью и датой.
Башня эта защищала ведущий
в крепость мост через ров.
Мост, опиравшийся на
полукруглые арки (со
стрельчатым завершением)
на столбах, повышавшиеся
по мере приближения к
крепости, образовывал
пологую лестницу, под
которой проходил акведук.
В случае необходимости ров
мог заполняться водой, и
тогда цитадель
окончательно превращалась
в неприступную преграду.
Мост подводит к громадной
башне, в которой устроен
главный вход с двумя
массивными дверями, и еще
три двери были пробиты в
толще самих стен. Нижняя
часть башни относится к XIII
веку, верхняя была
надстроена в XV веке. Внутри
ее была устроена сложная
система многократно
изгибающегося прохода,
чтобы не допустить
проникновения в крепость
врага.
Всю цитадель пересекает
узкая улочка, начинающаяся
от главного входа. По
правой ее стороне
сохранились подземные
помещения византийского
времени. Часть их арабы
использовали как
водохранилища, а в низком
сводчатом зале, похожем на
каменный мешок, устроили
тюрьму, которая получила
страшное название —
«Тюрьма крови».
На территории цитадели до
сих пор сохранились
остатки царского дворца,
жилых строений, подземных
складов и Большой мечети,
построенной в 1212—1214 годах.
Эта мечеть с прямоугольным
двором и высоким
трехъярусным минаретом
была типичной постройкой
айюбидского зодчества,
когда монументальные
формы размещались на
небольшом пространстве. В
1240 году пожар разрушил
мечеть, и от нее сохранился
только каменный михраб и
несколько келий на
северной стороне двора, со
всех сторон окруженного
крытыми портиками.
К востоку от мечети, вдоль
северной стены крепости,
тянется длинное
приземистое здание казарм,
возведенное одним из
османских правителей
Халеба в 1834 году.
Неподалеку от казарм виден
квадратный колодец начала
XIII века: глубина его
составляет 60 метров, и
внутрь ведут ступени,
которые на трети глубины
подводят к нескольким
подземных ходам и каналам.
Они соединяли цитадель с
городом и окрестностями, а
также вели к бастиону,
нависшему надо рвом с
севера.
От царского дворца
сохранился просторный
двор с айваном с южной
стороны и большой бассейн
в центре. Двор покрывала
мозаика из разноцветных
камней; коридор,
выложенный белыми и
черными каменными
плитками, соединял двор с
домашними банями, в стенах
которого были устроены
шкафы для одежды и
диванчики с нишами для
обуви. К двору примыкал
банный зал, где
располагались маленькие
альковы с резервуарами для
воды и парильня.
Сейчас с главной башни
крепости открывается
прекрасный вид на город,
расположенный в
плодородной равнине, и на
его окрестности.
Ар-Расафа
(Rasafa) Упоминавшийся
уже в ассирийских текстах
Ар-Расафа (Rasafa) всемирную
известность приобрел в IV в.
благодаря римскому
легионеру Сергию. В 305 г. за
приверженность
запрещенному при
императоре Диоклетиане (284-305
гг.) христианству вместе со
своим братом Бахусом он
был предан мучительной
смерти.
Руины города (25 км к югу от
Al-Mansoura, рассвет-закат, вход
150/10 лир), сложенные из
светло-розового камня с
серебристым отливом, по
фактуре напоминающего
горный хрусталь. Базилика-мартирион
возведена в честь
мучеников Сергия и Бахуса
в VI в. Частично сохранились
стены, а внутри – только
основания колонн,
разделявших полукруглые
нефы, по бокам центральной
апсиды – помещения двух
ризниц.
Главным объектом
паломничества в VI-XIII вв.
был кафедральный собор Св.
Сергия (509 г.). С севера к
собору примыкает здание
мечети VIII в., при
строительстве которой
использовались камни из
разрушенной
землетрясением базилики. С
северо-восточной части
четыре огромных подземных
цистерны, размером 58 м. в
длину, 21 м. в ширину и более
10 м. в глубину.
В России Святой Сергий
издревле высоко почитался.
Например, именно в его
честь был наречен «игумен
земли Русской»
преподобный Сергий
Радонежский.
Халабия (Halabiyya, 53
км. на северо-восток от
Дайр-эз-Заура) Город
основан в 272 г. по приказу
пальмирской царицы
Зенобии. Уже в следующем
году ее захватили римляне.
При императоре Юстиниане в
VI в. раставрировали стены и
башни, воздвигли несколько
христианских храмов.
Расположенная у подножия
холма Халябия образует
треугольник с короткой
стороной вдоль реки. Лучше
всего сохранились стены и
башни. С севера на юг город
пересекала украшенная
колоннадой улица –
античная кардо. К западу от
нее сохранились остатки
двух церквей, форум.
Немного дальше за ними
находился преторий,
служивший одновременно и
бастионом, и центром
военного командования.
Венчающая холм цитадель в
540 г. была разрушена
Хосровом I, а в 610 г. -
Хосровом II. Она до сих пор
лежит в руинах и сама по
себе не интересна. Но от
нее открывается
прекрасный вид на долину
Ефрата и находящиеся на
противоположном берегу
руины города Залабия (Zalabiyya),
названного в честь
пальмирской царицы
Зенобии. Стены когда-то
образовывали правильный
прямоугольник, но позднее
часть была смыта рекой.
Относительно хорошо
сохранились только
восточная стена с главными
воротами и несколько башен.
МАРИ (ныне Тель-Харири
в Сирии, в 25 км к северу от
иракской границы, в 12 км к
северо-западу от города
Абу-Кемаль и 2,5 км к западу
от нынешнего русла реки
Евфрат), один из наиболее
значительных городов-государств
Месопотамии в 3–2 тыс. до н.
э. Археологические и
эпиграфические находки в
Мари не только являются
источником сведений по
истории Месопотамии, но и
обладают первостепенной
важностью для библейской
истории. Раскопки Мари
осуществляются
французской
археологической
экспедицией,
возглавлявшейся А. Парро, с
1933 г. с 18-летним перерывом
во время и после 2-й мировой
войны.
Наиболее интересные
археологические находки
относятся к периоду
господства
западносемитских династий
в конце 19 в. – в первой
половине 18 в. до н. э.
Роскошный царский дворец
Мари насчитывал более 300
комнат и внутренних дворов
(общая площадь 3,2 га). Стены
некоторых помещений были
украшены фресками, на
одной из которых
изображена коронация царя
в присутствии богов на
фоне мифического сада,
напоминающего описание
рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24):
деревья сада охраняются
херувимами и орошаются
четырьмя потоками,
вытекающими из одного
источника. Дворцовые
архивы (более двадцати
тысяч клинописных
табличек на аккадском
языке, см. Аккад; из них
опубликовано лишь
пять–шесть тысяч)
являются ценным
историческим материалом, в
частности, для библеистов.
Около четверти архивов
составляют таблички
дипломатического и
политического содержания,
позволяющие полнее понять
систему вассальных
отношений и характер
дипломатических связей
Древней Месопотамии; в
частности, документы
указывают на
существование тесных
экономических,
политических, религиозных
и культурных связей Мари
под властью
западносемитских династий
с Сирией и Северным
Ханааном, заселенными
родственными племенами. В
документах упоминается
финикийский Библ (Гвал в
Библии), ханаанские Хацор и
Лаиш. В последнее время
опубликован документ,
упоминающий ханаанеев.
Многочисленные таблички
со списками ежедневного
довольствия царского
дворца напоминают
сообщение о
«продовольствии царя
Соломона на каждый день» (I
Ц. 5:2–3). Особый интерес
представляет документ об
усыновлении,
гарантирующий
усыновляемому — в
соответствии с его
возрастом — право
первородства и,
соответственно, двойную
долю в наследстве, что
близко духу библейского
законодательства (Втор. 21:15–17).
Основное население Мари в
начале 2 тыс. до н. э.
составляли западные
семиты, и многие
собственные имена,
встречающиеся в
документах, близки
библейским, особенно в
повествованиях о
патриархах, об Исходе и о
завоевании Ханаана.
В документах Мари отражено
и другое явление,
характерное также для
ранней истории Израиля, —
спонтанное пророчество.
Пророки Мари (как
непрофессиональные, так и
профессиональные пророки
при святилищах)
воспринимались как уста
богов. Хотя их пророчества
лишены социально-этического
и религиозного пафоса
библейских пророков и
носят практический
характер, сам факт
существования спонтанного
пророчества, отличного от
гадания, указывает на
характерность этого
феномена для религиозного
сознания западносемитских
племен в период,
предшествовавший
появлению библейского
пророчества.
ЭБЛА—одна из
древнейших цивилизаций. III
тыс. до н. э. Сирия. Открыта
недавно. Все началось с
того, что в 1964 г. в Сирии на
холме Телль Мар-дих нашли
таз 4-тысячелетней
давности. Это давало
надежду, что в Сирии могут
быть столь древние
памятники. В 1968 г. там же
нашли бюст эблаитского
царевича Иббит-Лима,
который был посвящен
богине Иштар Эблаитской.
Эбла? Что это такое? Город?
Страна? Никто не знал.
Вспомнили, что в
клинописных табличках
Аккада III тыс. до н. э.
упоминалась Эбла. Может
быть, остатки Эблы здесь, в
Сирии, под землей этого
холма Телль Мардиха.
Раскопки ит. археолога
Паоло Маттиэ в 1974—1975 г.
подтвердили, что остатки
Эблы находятся здесь. Это
было самостоятельное
крупное государство.
Эбла была расположена в 75
км от ближайших рек, причем
таких маленьких, что они
никак не годились для
сооружения плотин. Значит,
столетиями утверждаемая
догма, что только в долинах
крупных рек—Нила, Тигра,
Евфрата, Инда могли
создаваться государства и
первые цивилизации,
неверна? Конечно, и раньше
были известны неречные
цивилизации — хеттская
напр., но она на тысячу лет
позднее древнеегипетской
и месопотамской, а ацтеки,
майя, инки, которые
создавали свои
государства в Америке, так
и не достигли уровня
Египта и Шумера.
Самое интересное в
Эбла—архив. Найдено 17 тыс.
табличек, написанных
шумерской клинописью, но
на совершенно неизвестном
до сих пор языке.
Датируются они 5 тыс. лет
назад, т. е. так же, как и
шумерские и
древнеегипетские. До сих
пор считалось, что
цивилизации за пределами
рек могли возникать только
под влиянием
древнеегипетской или
месопотамской. А здесь
одновременно с Шумером и
такая мощная цивилизация,
письменность, огромные
библиотеки!
Верхние слои холма
относились ко времени царя
Хаммурапи. Но когда стали
раскапывать нижние слои,
то наткнулись на надпись —
“Ибби-Закир — царь Эблы”.
Так узнали древнее
название города — Эбла Та
самая Эбла, которая
упоминалась в надписях
царей Аккада XXIV— XXIII вв. до
н. э. Саргона Древнего и
Нарам-Суэна.
17 тыс. клинописных книг-табличек
вначале казались
неразгадываемыми. Язык
неизвестный, как будто бы
родственный аккадскому
или эфиопскому, а может
быть, финикийскому или
ивриту. Но вот однажды
этнограф экспедиции Дж.
Петтинато обнаружил
обломки словарей. В них
были слова эблаитские и их
значение по-шумерски.
Потом среди эблаитских
слов он нашел слова,
известные из арабского и
иврита, но неизвестные из
ассиро-вавилонского (аккадского).
Он стал читать названия —
и сразу сенсация: города
Ашшур (на р. Тигр), Каниш (в
центре Малой Азии), которые
все знали по Библии, но
никто не верил в их
существование.
Упоминались и другие
города—Сихем, Меггидо,
Самария. Газа, Содом и
Гоморра. Библейский
рассказ о сожжении Богом
за грехи Содома и Гоморры
нашел подтверждение?
Получилось, что Эбла была
огромной империей, больше
месопотамских государств
и египетского царства. Ее
владения простирались от
Газы и Содома в Палестине
до центра совр. Турции. В 1979
г. в Милане вышла книга
Петтинато “Эбла — империя,
оттиснутая на глине”.
Начальник экспедиции П.
Маттиэ в Турине в 1977 г.
издал книгу “Эбла — вновь
найденная империя”.
Найден был документ, в
котором как будто бы
указывалось, что царь Мари
посылает дань царю Э.
золотом и серебром. А Мари
— это древний город на
Среднем Евфрате! Там был
громадный дворец. Во
дворце Мари найден
огромный царский архив.
Значит, цари Эблы владели и
Месопотамией? Это было
сенсацией. В короткий, срок
были изданы сотни работ об
империи Эблы, но тут
засомневались в
правильности прочтения
текстов. Филологи стали
внимательнее изучать
тексты, и оказалось, что
Каниш—это совсем другой
Каниш, а не знаменитый
торговый центр Малой Азии.
Исчезли Ашшур, Газа, Содом
и Гоморра, Сигор, Сихем и
Меггидо. Появились
документы, где говорилось,
что не только царь Мари
посылал дары, но и царь
Эблы посылал их ему. Это
была не дань, а обмен
подарками. “Империя”
оказалась небольшой, всего
180—200 км в диаметре. Это был
типичный для того времени
город-государство типа
шумерского Лагаша. Однако
это была новая цивилизация,
сверстница речных
египетской и шумерской,третья
зачинательница великих
культур, существовавшая
еще ок. 6 тыс. лет назад.
Открыт был и новый язык, о
существовании которого
никто не подозревал.
Эбла была центрально-управляемым
государством, хотя вначале
здесь были и частные
владения. Во главе
государства был маликум —
жрец-царь. Он правил не
единолично, рядом с ним
были 2 либо" 3
лица—советники. В целом
было своеобразное
“политбюро”. Такое же
управление существовало в
то время и в Мари, Лагоше и
других государствах. Вся
продукция получалась от
местных “начальников”,
которые присылали с
отдельных “хуторов” царю
скот, шерсть, кожу и
молочные продукты.
Земледельческие
“начальники” сдавали
царю зерно, бобы, горох,
муку, виноград, оливки и т.п.
“Хутора” объединялись в
“кварталы”. Все хозяйство
было государственным.
Трудящиеся получали пайки.
Они делились на
“работников”,
“молодцов”, старших
пахарей, рабов. Иногда
упоминаются просто
“люди”. Отдельные
владения для сбора податей
на определенный срок
сдавались различным
вельможам. Царский дворец
был местом их общих
собраний и торгов.
Пальмира - (по
арамейски Тадмор, т. е.
город пальм) - некогда
цветущий город, ныне
бедная деревушка в Сирии,
знаменитая развалинами
величественных сооружений,
памятниками последней
поры древнеримской
архитектуры. Oнa лeжит пoд 34°
18' с. ш. и 55° 40' в. д. (от о-ва
Ферро), в одном из оазисов
пустыни, между Дамаском и
Евфратом, в 240 км к СВ от
первого и в 140 км от второго.
По Библии и Иосифу Флавию,
П. была основана Соломоном,
как передовой оплот против
нападений арамейских орд
на его владения,
простиравшиеся до берегов
Евфрата. Навуходоносор,
при нашествии на Иepyсалим,
разорил ее, но вскоре,
благодаря своему
выгодному положению между
Средиземным морем с одной
стороны и долиной Евфрата
с другой, она снова
отстроилась и сделалась
пристанищем торговых
караванов и складочным
местом товаров, шедших с
Запада на Восток и обратно.
Тут была столица
государства, называвшаяся
Пальмиреной и
управлявшегося
собственными государями,
сенатом и народным
собранием. Римляне во
время войны с парфянами (в
41 г. по Р. Хр.), старались
завладеть П., но безуспешно.
При Траяне она была
совершенно разрушена
римскими войсками, но
Адриан восстановил ее и
переименовал в
Адрианополь, причем ее
правителям предоставил
некоторую независимость,
думая через то удержать их
от союза с парфянами. При
Каракалле (около 212 г. по Р.
Хр.) П. была объявлена
римской колонией, с
преимуществами juris italici, и
отдана в управление
местному уроженцу,
сенатору Септимию Оденату.
Поднятое последним
восстание против Рима
привело к его убийству
неким Руфином. Оденату
наследовал его сын, Гайран,
вскоре умерший, а потом
другой сын, Оденат II,
ставший на сторону римлян
в войне их с персами и
получивший зато от
Валериана и Галлиена титул
consularis (в 258 г.). Не
удовольствовавшись этим
титулом, он, после того, как
Валериан попал в плен к
персам, провозгласил себя
"царем царей" (в 260 г.).
После победоносного
похода против персов, до
Ктезифона на Тигре, Оденат
был убит своим племянником,
Меонием (в 267 г.), и на
пальмиренский престол
вступила его жена, Зеновия
(см.), значительно
расширившая пределы
своего государства и даже
мечтавшая подчинить ceбе
самый Рим. При ней П.
достигла до апогея своего
благосостояния, которое,
однако, продолжалось лишь
короткое время. Император
Аврелиан решился сломить
непокорность гордой
царицы Риму, и в 273 г.
принудил П. сдаться;
Зеновия сделалась
пленницей Аврелиана, ее
столица подверглась
опустошению, а владения
стали провинцией римской
империи. Диоклетиан и
затем Юстиниан пытались
восстановить разрушенный
город, но не могли
возвратить ему прежний
блеск. Наконец, будучи еще
раз разрушен арабами, в 744 г.,
он превратился в жалкое
селение, в течении многих
веков не обращавшее на
себя виимания
образованного миpa. Только
в 1678 г. английский
негоциант Галифакс нашел
труднодоступные развалины
П.; в 1751-53 гг. они были
впервые исследованы и
описаны Вудом и Девкинсом.
Они тянутся с юго-востока
на северо-запад
непрерывным рядом на
протяжении приблизительно
3-х км, у подножия
нескольких холмов, и
состоят из остатков
сооружений, относящихся к
двум разным эпохам:
древность одних,
образующих собой
бесформенную груду,
восходит, по-видимому, до
времен Навуходоносора;
другие, еще не совершенно
развалившиеся,
принадлежат трем первым
векам христианской эры, в
которые, как известно, был
особенно в почете
коринфский стиль, почти
исключительно
встречающийся в этих
развалинах. В числе
арамейских, греческих и
латинских надписей,
найденных в П., нет ни одной,
которая была бы начертана
ранее Рождества Христова
или позже времен
Диоклетиана. На восточной
оконечности пространства,
занимаемого развалинами,
высится храм солнца (Ваала-Гелиоса)
- величественный периптер
длиной в 55 1/3 м , шириной в 29
м, с 8-ю колоннами в каждом
коротком фасе и с 16-ю
колоннами в длинном.
Колонны, из которых многие
еще стоят на своих местах, -
капелированные и имели
металлические лиственные
украшения капителей,
теперь, конечно,
исчезнувшие. Внутренность
храма представляет
обширное помещение, со
сводом, разбитым на
красивые кассетоны, с
роскошной, вполне
сохранившейся лепной
орнаментацией фризов и
стен, состоящей из листьев
и плодов. Против северо-западного
угла храма находились
входные ворота, похожие на
триумфальную арку
Константина в Риме; от них
через весь город, на
протяжении 1135 м, тянулась
дорога, обставленная
четырьмя рядами колонн, на
архитраве которых
помещались другие, меньшие
колонны. Эти четыре
колоннады разделяли
дорогу по длине на три
части: средняя, более
широкая, служила для езды
экипажей и всадников; две
боковые, более узкие - для
пешеходов. Вышина нижних
колонн - 17 м. Всего их было
1400, т. е. по 375 в каждом ряду.
Хотя из этого множества
колонн до настоящего
времени устояло не больше
150, однако, длинная
перспектива образуемых
ими аллей производит на
зрителя грандиозное,
неизгладимое впечатление.
Вся почва бывшего города
покрыта обломками
капителей, антаблементов,
скульптурных фризов и иных
архитектурных фрагментов,
среди которых, на З от
храма Солнца, видны
остатки других храмов,
дворцов, колоннад, алтарей,
акведуков, а за
развалившейся городской
стеной, составлявшей
сооружение времен
Юстиниана, лежит в
небольшой долине
некрополь с
многочисленными
погребальными пещерами и
шестидесятью фамильными
усыпальницами, сложенными,
в виде башен, из огромных
тесаных камней. На вершине
одного из соседних холмов
высится замок позднейшей,
арабской постройки.
|