Гора Касьюн -
эта гора имеет высоту 1155 м.
над уровнем моря (на
уровнем Дамаска 456 м.). На
горе находится место, где
Каин убил своего брата
Авеля, увидевшая это
злодеяние пещера
вскрикнула от ужаса.
Апостол Павел -
единственный из апостолов,
который не был учеником
Иисуса Христа, а поверил в
Господа только по одному
его чудесному явлению,
став потом Первоверховным
Апостолом. Улица Прямая
упоминается в Евангелии,
будучи связана с историей
жизни Св. апостола Павла. В
книге Деяний Апостолов (9:1-26
и 22:4-16) повествуется о том,
как Павел (Савл до крещения),
воспитанный в строгой
иудейской традиции,
помогал преследовать
христиан и даже получил
полномочие от синедриона
для поездки в Дамаск, чтобы
и там продолжить
преследования
приверженцев новой веры,
часть которых бежала в
этот город из Иерусалима.
Однако близ Дамаска Савлу
явился Иисус в мощном
потоке света с небес.
Ослепленный видением, Савл
упал с коня и его,
потерявшего зрение,
пришлось вести в Дамаск,
где он остановился у
некоего Иуды, жившего на
Прямой улице. Туда Господь
направляет своего ученика
Ананию, который путем
наложения рук избавляет
Савла от слепоты
физической и душевной,
крестит его, нарекает
именем Павел и
благословляет на
миссионерскую
деятельность. Явившись
вторично в Дамаск после
проповеди христианства в
других краях, Павел в свою
очередь оказывается в роли
гонимого. Он укрывается у
первых христиан и ночью
ученики спускают апостола
на веревке в корзине с
городской стены, после
чего он продолжает свои
путешествия по свету,
распространяя всюду
христианство.
С именем Св.
Павла связан и ДОМ
СВ. АНАНИИ (в
конце ближней от ворот Баб
Шарки улочки, идущей на
север). Св. Ананий
считается первым
епископом Дамаска и одним
из 72 учеников Христа (Лука
10:1). Главный интерес
вызывает не дом, который
практически не сохранился,
а часовня, расположенная в
подвальном помещении.
Когда-то здесь стоял
античный храм, от которого
остались два алтаря. В
своем доме-часовне хозяин
собирал на молитву и
проповеди первых
последователей
христианства. В глубине
второй комнаты имелась
потайная дверь, ведущая в
подземный ход на случай
бегства. За проповеди
христианства Св.Ананий был
арестован и приговорен
правителем Дамаска
Лицинием к смертной казни -
побитию камнями. Дом-часовня
Св. Анании был возвращен
христианам халифом
Валидом в числе других
ранее отобранных
мусульманами культовых
сооружений в качестве
компенсации за
перестройку храма Св.
Иоанна в мечеть Омейядов.
Большая
мечеть Омейядов -
когда то, на месте этой
мечети стояли храмы,
посвященные разным богам,
на смену которым и пришла
мечеть, органично
вписавшаяся облик собора
св. Иоанна. Некоторые части
здания собора остались
нетронутыми и мечети.
Мечеть строилась 10 лет.
Инициатива постройки
мечети принадлежит халифу
Валиду (начало восьмого
века), которому в свое
время принадлежали бани
"Каср Амра" в Иордании.
Мечеть украшена
великолепными мозаичными
панно, ее полы устланы
прекрасными коврами.
Внутри мечети, в молельном
зале, находится часовня
Иоанна Крестителя.
Утверждают, что в ней
находится голова святого,
отрубленная по приказу
Ирода Антипы и подаренная
Саломее в награду за танец,
который она станцевала во
дворце, находившемся
недалеко от современной
Мадабы(Иордания). Но это -
не единственная святыня
подобного рода: тут же,
если пройти влево от
часовни, - место
паломничества шиитов:
голова внука пророка
Мухаммада - Хусейна и прядь
волос самого пророка.
Рядом со входом в мечеть
находится небольшой
мавзолей, в котором лежит
гроза крестоносцев Салах
Эддин - родоначальник
династии Айюбидов,
поистине легендарная
персона.
Монастырь
Сиднайской Божьей Матери -
место уникальное: его в
равной степени почитают и
христиане, и мусульмане.
Еще сестра знаменитого
арабского полководца
Салахаддина - грозы
крестоносцев - приезжала
сюда и привозила дары. По
количеству паломников
монастырь занимает одно из
ведущих мест на Востоке.
Здесь хранится икона,
написанная, как гласит
предание, самим
евангелистом Лукой. Но
мало кому удавалось ее
увидеть.
Над входом в часовню, где
хранится сундук с иконой,
начертаны слова из Ветхого
Завета: "И сказал Бог:
"Сними обувь твою с ног
своих, ибо место, на
котором ты стоишь, есть
Святая земля".
Некоторые иконы в часовне
относятся к VII веку, а на
стенах висят изображения
частей тела, исцеленных
Богородицей. Сюда приходят
за последней надеждой вне
зависимости от конфессии.
В 1985 году мусульманка
принесла в дар монастырю
банку масла, надеясь на
исцеление больного
ребенка. Когда женщина
остановилась на лестнице
передохнуть, капли масла
пролились на ступени,
обратившись ликом Девы
Марии. Ребенок выздоровел,
а изображение теперь
обнесено оградкой.
Святая Фёкла.
Древнеарамейский язык, на
котором разговаривал
Иисус, сохранился лишь в
нескольких сирийских
деревнях. Самая большая из
них - Маалюла. Здесь с I века
стоит монастырь святой
Феклы, на месте, где
проповедовала и лечила
первая христианская
святая, ученица апостола
Павла.
Маалюла переводится с
арамейского языка, как "вход".
Предание
о св.Фекле следующее. Когда
апостол Павел пришел в
Дамаск, его первой
слушательницей стала 14-летняя
девочка Фекла. Кстати,
сохранились ворота, через
которые апостол Павел
впоследствии покидал
Дамаск. Они так и
называются – ворота
святого Павла. А отец Феклы,
узнав, что она слушала
учение Павла, был очень
рассержен и отдал дочь
властям на казнь. Но, по
древним законам, казнить
девушку не могли, если она
была девственницей. И по
приказу военачальника ее
вначале должны были
изнасиловать, чтобы потом
казнить. Ночью перед этим
ей явился ангел и сказал,
чтобы она бежала. И вот она
пробежала тридцать с
лишним километров от
Дамаска до горного хребта,
через который уже не могла
пройти. Тогда девушка
стала молиться, и горы
перед ней расступились,
образовалось ущелье. Она
убежала в это ущелье и
спряталась глубоко в
пещере. Прожила там всю
свою жизнь. По ее молитве в
скалах появилась вода.
Впоследствии туда же
бежали от преследований
первые христиане, после
них остались пещеры,
катакомбы, всевозможные
ниши. Сейчас там находится
большой женский монастырь
св. Феклы, он основал в
Сирии множество
благотворительных
учреждений, школ. Приходят
много паломников, чтобы
поклониться могиле святой.
Крак де
Шевалье -
этот замок в Сирии
является одним из лучших
образцов
фортификационного
зодчества. Он был построен
христианами-крестоносцами,
стремившимися отвоевать
Святую Землю у мусульман –
приверженцев исламской
религии.
Крак де Шевалье это
настоящий замок
крестоносцев, построенный
между 1150 и 1250 гг., защищал
проход между Антакьей в
Турции и Бейрутом в Ливане
и поддерживал гарнизон из
4000 человек. Замок выдержал
несколько нападений, но
был взят Султаном Байбаром
в 1271 году.
Замок разделен на две
части: внешняя стена с
тринадцатью башнями, и
внутренняя стена с башней.
Эти две стены были
разделены рвом,
наполненном водой, которая
использовалась для
наполнения ванн и водопоя
лошадей. Сейчас вода во рву
непригодна для этих целей.
Пройдя через главный вход
в огромных воротах, вдоль
пятиметровой стены и
сторожевых башен, вы
попадаете во внутренний
двор. Резной коридор
приведет вас в огромный
зал, где находится
старинная печь, колодец и
несколько туалетов.
Часовня во внутреннем
дворе была преобразована в
мечеть после смерти
Султана Байбара. На
верхнем этаже Башни Дочери
Короля находится кафе и
оттуда открывается
необыкновенный вид на
окрестности. На территории
замка можно переночевать,
или вы можете совершить
однодневное путешествие
сюда из Тартуса или Хамы.
Замок находится на высоте
свыше 700 м. выше уровня моря,
что, в свое время, помогало
владеющим этим замком
контролировать область
между Хомсом и Триполи.
Поистине, это один из
наиболее сохранившихся
памятников эпохи
Крестовых походов. Стоящий
на главенствующей высоте
рыцарский замок издалека
кажется довольно
небольшим. И только войдя
внутрь понимаешь,
насколько обманчивым было
первое впечатление.
До прихода крестоносцев на
этом месте существовала
курдская крепость.
Крестоносцы же
обосновались в ней в
начале XII века. В 1142 году
замок отошел ордену
Госпитальеров; был
перестроен и превратился в
действительно
непреступную крепость.
Гроза рыцарей - Салах эд-Дин
- изучив реальное
положение дел (постояв
около месяца легерем под
стенами замка) даже не
попытался взять Крак
штурмом.
Весной 1271 года армия
мусульман под
командованием Бейбарса
захватила часть замка.
Подослав "надежного
человека" с фальшивым
приказом якобы от
гроссмейстера ордена,
Бейбарс добился
капитуляции закрывшихся
во внутренней цитадели
рыцарей.Сдавшихся под
честное слово отпустили на
все четыре стороны.
Замок несколько раз
переходил из рук в руки,
перестраивался. Сегодня
это одно из наиболее
хорошо сохранившихся
сооружений
оборонительного характера
эпохи Крестовых походов.
Находясь на территории
замка можно без труда
представить себе быт
рыцарей, которые долгими
южными днями и ночами
находились за этими
стенами: сохранились
внутренние помещения,
кухня, огромная печь и даже
рыцарские.. туалеты!
Угарит
— один из древнейших
городов мира: поселение
существовало здесь уже в
эпоху неолита, в пятом
тысячелетии до н. э. В
середине третьего
тысячелетия до н. э. в
Угарите появились выходцы
из Восточной Анатолии, а в
начале второго
тысячелетия до н. э. Угарит
стал одним из важнейших
городов аморреев, которые
в этот период были
основным этническим
элементом Восточного
Средиземноморья. Имена
царей Угарита
свидетельствуют об
арамейском происхождении
правящей династии.
Египетские фараоны 12-й
династии (1990–1780 до н. э.)
стремились поддерживать с
Угаритом тесные
дипломатические и
торговые связи. Угарит
упоминается в переписке
между царем Ямхада (Алеппо)
и царем Мари Цимри-Лимом (около
1779–1761 до н. э.). В 15 в. до н. э.
Угарит упоминается в
табличках соседнего
Алалаха. Видимо, Аменхотеп
II (1436–1416 до н. э.) вторгся на
территорию Угарита, сделал
его царя своим вассалом и
поместил там египетский
гарнизон. Попытка
антиегипетских кругов
свергнуть царя и
освободиться от
вассальной зависимости
окончилась неудачей. Из
Эль-Амарнских писем
следует, что царь Угарита
продолжал оставаться
вассалом фараона. Город
упоминается в
топографическом списке
Аменхотепа III. В середине 14
в. до н. э. Угарит стал
вассальным владением
Хеттского царства, к нему
присоединили значительные
территории, отторгнутые от
проегипетских соседних
царств; угаритское войско
участвовало в подавлении
инспирированного Египтом
антихеттского восстания (около
1334–1306 до н. э.). Однако,
вероятно, при фараоне
Хоремхеве (около 1335–1309 до
н. э.) Угарит вновь стал
вассалом Египта. Новое
антихеттское восстание, в
котором, по-видимому,
принял участие Угарит,
было подавлено; в
результате царство
потеряло значительную
часть своей территории.
Угаритское войско
сражалось в составе
объединенных хеттских сил
против армии Рамсеса II (1290–1224
до н. э.) в битве при Кадеше (1285
до н. э.). В 13 в. до н. э.
Угарит был одним из
главных экономических
центров Хеттской империи.
Когда в середине 13 в. до н. э.
Ассирия стала угрожать
восточным границам
Хеттской империи, Угарит
был вынужден оказать
значительную финансовую, а
во второй половине 13 в. до н.
э. — также
непосредственную военную
помощь империи. Во время
вторжения «народов моря»
корабли Угарита составили
ядро хеттских морских сил,
а сухопутные силы под
предводительством
последнего царя города
Никмадду III присоединились
к хеттской армии,
пытавшейся отразить
нападения неприятеля с
запада и севера. Город был
уничтожен «народами моря»
около 1200 до н. э. и с тех пор
не восстанавливался.
Угарит был расположен на
холме (нынешнее название —
Рас Шамра), возвышавшемся
на 20 м над прилегающей
равниной, на расстоянии 1,2
км от залива, носившего в
древности название Белая
гавань (по-арабски — Минет
эл-Бейда); общая площадь
города достигала 22 га. В
ходе раскопок были
обнаружены остатки двух
храмов — Ба‘ала и Дагона,
располагавшихся на
расстоянии 50 м друг от
друга. Между ними
находился дом Великого
жреца, где была найдена
обширная библиотека.
Обнаруженный в царском
дворце архив представляет
собой бесценный
исторический материал,
проливающий свет на
социальную и
экономическую жизнь
Ханаана накануне его
завоевания израильтянами.
Были найдены также частные
архивы с текстами
литературного и
юридического характера.
Наряду с письменными
источниками было найдено
множество предметов, по
которым можно судить о
материальной культуре и
торговых связях Угарита.
Наибольшего расцвета
культура Угарита достигла
в 17–13 вв. до н. э., когда
наряду с традиционным
семитским населением в
городе жили хурриты.
Обнаруженные в Угарите
многочисленные таблички
написаны на разных языках
— угаритском, шумерском,
аккадском (который служил
в тот период международным
языком общения),
хурритском, хеттском,
египетском; многообразны
также виды письменности —
аккадская клинопись,
угаритская алфавитная
клинопись (два наиболее
распространенных вида
письменности на
угаритских табличках),
египетское
иероглифическое письмо,
хеттское иероглифическое
письмо, кипро-минойское
письмо. Угаритская
алфавитная клинопись
представляет собой
модификацию
месопотамского
клинописного слогового
письма. Угаритский
клинописный алфавит
состоит из 30 знаков — 27 для
согласных и три
дополнительных знака (самех
и два алефа, которые
служили для различения
трех базовых семитских
гласных в сочетании с
самехом, то есть «a», «i», «u»).
При этом, однако,
прослеживается тенденция
к использованию 22 знаков
для согласных, как в
ханаанском и еврейском
алфавитах
Цитадель
Калаат Салах ад-Дин (замок
Саон.) -
один из наиболее
впечатляющих замков
крестоносцев, строился 24
года, считавшийся
неприступным. Это
единственный в мире
образец замка, целиком
высеченного из скального
монолита. Справа видно 30-метровое
ущелье вырытое вручную. И,
тем не менее, замок был
взят легендарным султаном
Салах ад-Дином (Саладдином)
всего за три дня.
|